Вы находитесь здесь: Главная > Журнал  >  Главный редактор  >  Редакторские статьи  >  Индустрия футбола №3-2005
E-mail    Print    SiteMap    











Меню

Свежий номер

 


Наша кнопка

Наша кнопка:





Индустрия футбола №3-2005

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ                             Все содержание номера

Как в обществе, так и в футболе с развитием рыночных отношений  идет естественный процесс расслоения на бедных и богатых. В футболе это относится в целом к клубам, но если брать всю играющую футбольную братию, то это можно отнести и к самим футболистам. И наверно, естественно, что эти процессы напрямую влияют на спортивную составляющую футбола.

За все надо платить 

     Футбол сегодня является бизнесом. Не вкладывая финансы в команду, в менеджмент клуба, в его инфраструктуру, а также в ассоциированные с клубом бизнесы (бренды) – больших спортивных задач не решишь. В футболе, как и раньше главным остается – результат. И если прежде игра была неким зрелищем, то сегодня это больше напоминает ШОУ со всеми присущему данному явлению атрибутами. Хотя между двумя этими понятиями разница небольшая. И если с точки зрения достатка финансов ограничений в принципе не существует, т.е. можно вложить большое количество денег, которых в мировом обороте очень много, то самих футболистов и тренеров, конкурентоспособных сегодня делать качественное шоу в Европе - ограниченно. Таковых можно выбрать лишь из примерно тысячи игроков. И, конечно, трансфертные цены сегодня зависят в первую очередь от этого. Кто сможет и успеет отобрать и приобрести лучших футболистов, а к ним и лучших тренеров, найти необходимые средства, тот будет иметь чуть больше шансов на общий результат как в первенстве внутри страны, так и на общеевропейском уровне. И здесь, в последнее время в Европе четко прослеживается тенденция, которая говорит о том, что для успеха не важно имя клуба, его исторические традиции. Как говорится ничего личного – это бизнес. Конечно, в целом для прибыльности клуба не маловажное значение имеет «наработка» бренда, его признание потребителями. Все это дает дополнительные финансовые источники, позволяющие решать большие задачи. Но именно в последнее время результаты начинают показывать те, кто никогда не был в числе фаворитов! Отрадно, что в этом ряду стоит и ЦСКА, порадовавший всех нас исторической победой в Кубке УЕФА. Если сравнить бюджет ЦСКА с бюджетами всех участников данного розыгрыша, то по некоторым статьям (в частности расходы на трансферном рынке) он явно опередил конкурентов. Что вложили – то и получили!

Миссия не выполнима

     Любая бизнес-стратегия, в том числе и футбольного клуба должна иметь собственную бизнес-миссию. Например, миссия бренда туринского «Ювентуса» - создание медиа империи. Клуб имеет несколько телеканалов и печатных СМИ. Весь бизнес вокруг клуба обеспечивает развитие именно этого направления, которое является самодостаточным. Т.е. в данном случае миссией не является задача – выиграть конкретный турнир или чемпионат. Для клуба результат команды не является целью – это лишь средство для выполнения основной миссии. Каковы миссии наших клубов? Многие, к сожалению, живут лишь задачами на один сезон. А для того, чтобы прорабатывать стратегию на перспективу, для этого надо привести форму своего существования (форма собственности) в соответствии с формами и методами деятельности. Что касается организационно-правовой формы, то у нас практически нет приватных клубов, зато они давно уже работают как частные компании. У клубов есть при этом свои хозяева. Но когда встает проблема с финансами, вдруг они сразу превращаются в людей, которые пытаются показать всем, что клуб, дескать, достояние народа, региона и те, должны помочь «частной компании» выжить или хотя бы погасить задолженность перед футболистами по зарплате. Спрашивается, а зачем это надо администрации области или губернатору. Какая цель преследуется? Если раньше средства на развитие футбольной команды относительно регионального бюджета требовались небольшие, то сегодня – это уже существенные средства. Поэтому включаются механизмы административного давления на местных бизнес-спонсоров, которых буквально вынуждают заключать с клубами спонсорские соглашения. Многим нашим клубам надо ответить на главный вопрос – ЗАЧЕМ? Зачем нам футбольный клуб, какие задачи он решает? Насколько адекватна цена решения такой задачи к местным условиям, в т.ч. финансовым? Есть ли реальная отдача от таких вложений?

Дорогая игрушка

     Богатые клубы будут поглощать бедные – это закон рынка. Важно лишь определить цену вопроса. То, что новый президент РФС обращает внимание на юг России, где в массовом порядке исчезают футбольные клубы со старыми добрыми традициями – является лишь подтверждением озабоченности по тем вопросам, которые мы сегодня поднимаем.

    «Уралан», «Динамо-Ставрополь», «Динамо-Санкт-Петербург», «Ротор» - команды, которые канули в лету. Будучи недавно в Элисте, в беседе с президентом республиканской федерации, выяснилось, что после исчезновения «Уралана», появилась команда «Элиста», в которой играют свои калмыцкие ребята. И эта команда выступает в ЛФЛ достаточно успешно, занимая 2-е место, а на стадион приходит зрителей не меньше чем приходило на «Уралан»! Так спрашивается – зачем городу команда, выступающая в втором и первом дивизионах или в премьер-лиге? Или все же важнее сама игра и зрители, которые приходят на стадион! Многие регионы сейчас разворачиваются к данной проблеме также как и в Элисте. Наверное, те же процессы сегодня идут и в Самаре и в Грозном и в Ростове. Регионам не по карману дорогая игрушка. Либо многие будут идти по пути решения задачи на один-два года. Т.е. например, выйти в Премьер-лигу, поиграть там, на собственном ресурсе, а потом … как получиться. Но при этом футбол в регионах будет и далее развиваться бурными темпами, будут строиться поля и стадионы, восстанавливаться детские футбольные школы.  

Мутация футбольной среды

     Сегодня многие называют чемпионат Премьер-лиги - чемпионатом Москвы и Московской области, или чемпионатом «денежных мешков». К сожалению, с этим нельзя не согласиться. Для того, чтобы составить конкуренцию московским клубам необходимы большие спонсорские возможности. Москва – центр, здесь соединяются финансовые потоки и инвестиционные ожидания. Вряд ли крупных спонсоров интересует продвижение своих брендов в регионах. Хотя? Как противовес такому варианту развития профессионального футбола, будет активно развиваться сфера любительских соревнований в России. В наше время в стране проводятся тысячи неофициальных любительских турниров, где крутятся хоть и небольшие, но все же деньги, что-то перепадает и футболистам. Многие люди проявляют себя в таких турнирах, получают своеобразное удовлетворение. Критическая масса таких любительских турниров может в будущем преобразоваться в серьезные изменения на уровне профессионального футбола. И именно эти процессы сегодня необходимо учитывать при разработке стратегии развития футбола в России.


Последние 10 объявлений


Партнеры









Copyright © "Индустрия футбола", 2003г.