Вы находитесь здесь: Главная > Образование  >  МЭСИ
E-mail    Print    SiteMap    











Меню

Свежий номер

 


Наша кнопка

Наша кнопка:





МЭСИ

МЭСИ: система подготовки спортивных
менеджеров для футбольной индустрии

В последние два десятилетия спорт превратился из просто важного социального явления и зрелища в особый сектор рыночных отношений, особую специфическую сферу бизнеса. Если вспомнить историю данного вопроса, то серьезное начало коммерциализации спорта положил президент Международного Олимпийского комитета (МОК) Х.А. Самаранч. Именно при его непосредственной поддержке были разработаны первые системные программы коммерциализации Олимпийских игр. Причем, что интересно отметить, сначала многие эти инициативы были очень негативно восприняты широкой мировой общественностью и в течение нескольких лет они подвергались серьезной критике оппонентов. Прошло всего лишь 20 лет и сегодня Олимпийские игры (особенно летние) превратились в высокодоходное мероприятие, и многие крупные компании горят желанием «засветиться» при их организации и проведении.

Среди основных видов спорта, которые в первую очередь стали объектом бизнеса, безусловно, необходимо назвать футбол. Футбол — это, пожалуй, самый популярный вид спорта. У него широчайшая география, в него играют люди разных возрастов, во всех странах и на всех континентах. Это игровой вид спорта, очень зрелищный и довольно демократичный. Именно футбол сегодня можно смело назвать лидером среди объектов мировой спортивной индустрии.

В подтверждение этого факта необходимо привести некоторые примеры.

· В футболе проводятся наиболее привлекательные с точки зрения зрительского интереса спортивные соревнования (чемпионат мира, чемпионат Европы, Лига чемпионов).

· Футбол сегодня является самым привлекательным и перспективным видом спорта для инвесторов и спонсоров (Siemens, Opel, Ford, Toyota и многие другие).

· В футболе все основные коммерческие проекты ФИФА и УЕФА стали реализовываться с помощью привлечения не футбольных функционеров, а профессиональных менеджеров (причем часто из других сфер бизнеса), которые привнесли в футбольный бизнес сложившиеся традиции и приемы удачного западного менеджмента.

· Именно в футболе раньше, чем в других видах спорта начали формироваться рыночные отношения и стали проявляться такие их признаки как:

— акционирование футбольных клубов,

— котировка акций клубов на фондовом рынке,

— продажа прав на телетрансляции,

— купля-продажа игроков,

— спонсорство,

— работа с рекламодателями.

· Первые громкие скандалы в спортивном бизнесе также возникли в футболе (знаменитое дело Босмана, желание организовать альтернативную Лигу чемпионов, дела с поддельными паспортами).

· Именно в футбольной индустрии впервые осознали, что необходимо специально готовить спортивных менеджеров для эффективного развития этой сферы бизнеса.

В России первым вузом, который приступил к системной подготовке спортивных менеджеров, был Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Это старейший государственный экономический вуз, имеющий давние традиции и семидесятилетний опыт подготовки специалистов в области экономики. МЭСИ является рыночно ориентированным вузом, он постоянно проводит исследования рынка труда, много работает с потенциальными работодателями будущих выпускников, серьезно исследует тенденции развития различных секторов экономики. Многие исследования спортивной индустрии на Западе привели нас в середине девяностых годов к выводу, что в России в спортивном секторе стала формироваться потребность в специалистах, которые имея хорошие и глубокие правовые и экономические знания, могли бы профессионально работать в наиболее популярных видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, легкая атлетика, теннис, волейбол и некоторые другие), где стали складываться рыночные отношения.

После длительной и тщательной подготовки в июне 1998 г. в МЭСИ провели первый набор студентов на специализацию «Управление спортом». В настоящее время на различных программах обучения у нас занимается около 200 человек.

Включение в орбиту интересов МЭСИ этого нового направления подготовки является неслучайным, т.к. спорт является таким же объектом бизнеса, как и производство и торговля. Да, безусловно, в спортивной индустрии есть своя специфика, есть свои особенности, но особенности есть в любой сфере практической деятельности. Главное — это то, что именно в экономическом вузе есть все возможности и потенциал для подготовки спортивных менеджеров, т.к. там, где готовят специалистов для частных компаний, коммерческих банков, аудиторских и консалтинговых фирм, различных фондов и ассоциаций, можно с успехом готовить спортивных менеджеров, агентов, консультантов, юристов, скаутов и представителей других профессий спортивной индустрии.

МЭСИ активно сотрудничает со многими спортивными федерациями и клубами. Имея давние отношения с Олимпийским комитетом России (ОКР) МЭСИ получил статус официального партнера ОКР по оказанию образовательных услуг. В настоящее время в МЭСИ готовится долгосрочная программа сотрудничества с Российским футбольным союзом и рядом ведущих российских футбольных клубов.

На рынке образовательных услуг мы сегодня предлагаем целую систему подготовки спортивных менеджеров, т.к. у нас сформировался очень широкий набор различных образовательных программ.

К таким программам необходимо отнести следующие:

· Программа высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» (специализация «Управление спортом»).

· Программа магистерской подготовки «Менеджмент в спорте».

· Программа профессиональной переподготовки.

· Программы повышения квалификации спортивных менеджеров:

— правовые аспекты спортивной деятельности;

— управление спортивным клубом;

— маркетинговая стратегия спортивных организаций;

— финансирование деятельности спортивной организации.

Одним из наиболее важных объектов сегодняшних наших исследований в области спорта является футбольная индустрия, т.к. именно в футболе наиболее ярко проявляются и развиваются основные черты и параметры предпринимательской деятельности, для которой необходимо готовить высококвалифицированных специалистов.

В качестве доказательства того, что футбольная индустрия практически сложилась как самостоятельная сфера бизнеса необходимо отметить такие факторы:

— формируется специфическая правовая основа деятельности клубов и федераций (акционирование клубов, купля-продажа игроков, трансферные сделки, контракты);

— есть финансовая основа деятельности и появилась необходимость управлять финансовыми ресурсами (огромные обороты, доходы на крупных коммерческих соревнованиях, продажи игроков, спонсорство, инвестиционные проекты);

— есть традиционные и специфические товары и услуги для продажи потребителям;

— есть потребители (рекламодатели, зрители, покупатели спортивной продукции и атрибутики).

Безусловно необходимо отметить специфику продукции в футбольной индустрии, которая делится на товары и услуги.

К услугам необходимо отнести возможность посетить футбольное зрелище:

— отдельный матч (необходимо купить билет);

— целое соревнование (необходимо купить абонемент или пакет билетов).

Основными товарами в футбольной индустрии являются:

— права клубов и федераций на телетрансляции футбольных матчей и соревнований;

— права клубов на футболистов (фактически собственность на трансферные листы);

— клубная и другая спортивная атрибутика (майки, кепки, мячи, брелоки, программки, плакаты, календари, ручки и т.д.)

Но несмотря на кажущуюся специфику как самой футбольной индустрии, так и товаров и услуг, создаваемых и продаваемых в этой сфере бизнеса, необходимо помнить о том, что любой бизнес подчиняется и живет по одним и тем же законам и правилам. Спортивный клуб:

— это предприятие с конкретной формой собственности и конкретным статусом. Работает клуб в России по законам России (а это в первую очередь Гражданский кодекс). Клуб вступает в договорные отношения с другими юридическими лицами, берет кредиты в банках, страхует свои предпринимательские риски, выплачивает заработную плату и платит налоги в бюджет государству, а также выполняет множество других действий и операций, которые сопровождают деятельность любого предприятия на территории России.

ЧЕМУ МЫ УЧИМ, И ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР,РАБОТАЮЩИЙ В КЛУБЕ ИЛИ ФЕДЕРАЦИИ

· Предпринимательское право и коммерческие сделки;

· Менеджмент организации и персонала;

· Маркетинг;

· Экономику спорта;

· Финансы и управление ими;

· Страхование рисков;

· Бухгалтерский учет и налоги;

· Психологию деловых отношений и конфликтологию;

· Информационные ресурсы и технологии и их использование в бизнесе.

Если рассматривать программы обучения чуть более конкретно, то есть «четыре кита» подготовки спортивного менеджера, который одинаково хорошо и профессионально должен разбираться в целой группе вопросов. К ним необходимо отнести следующие.

ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ

— Российское частное право;

— Предпринимательское и торговое право;

— Финансовое право;

— Международное право и международные сделки;

— Правовые основы спортивной деятельности;

— Коммерческие сделки и трансферы в спорте;

— Арбитражный процесс.    

МЕНЕДЖМЕНТ

— Менеджмент организации;

— Стратегическое управление;

— Финансовый менеджмент;

— Управление персоналом;

— Риск-менеджмент;

— Клубный менеджмент;

— Управление спортивными сооружениями.

ФИНАНСЫ

— Финансы и кредит;

— Инвестиционный менеджмент;

— Рынок ценных бумаг;

— Страхование;

— Бухгалтерский учет;

— Налоги и налогообложение;

— Экономика некоммерческих организаций;

— Экономика спорта.

МАРКЕТИНГ

— Основы маркетинга;

— Стратегический маркетинг в спортивном бизнесе;

— Маркетинговые исследования в спорте;

— Анализ конъюнктуры рынка спортивных товаров и услуг;

— Методы стимулирования сбыта в спортивном бизнесе;

— Реклама в спортивном бизнесе;

— PR.

КОГО МЫ СЕГОДНЯ УЧИМ, И КТО ОБРАЩАЕТСЯ К НАМ ЗА ЗНАНИЯМИ?

Можно выделить несколько основных групп наших клиентов:

— Вчерашние школьники (очень часто из спортивных школ), которые не перешли из детского спорта в профессиональный;

— Обычные менеджеры, работающие в различных компаниях (для своей будущей специализации), которые почувствовали перспективы работы в спортивной индустрии;

— Бывшие спортсмены, которые уже закончили активно заниматься спортом и хотели бы получить качественное экономическое образование с целью найти в дальнейшем перспективную работу;

— Действующие спортсмены, инвестирующие заработанные средства в свое образование и желающие в дальнейшем работать в спортивном бизнесе.

ДЛЯ КОГО МЫ УЧИМ?

Среди наших основных потенциальных заказчиков и будущих работодателей наших выпускников можно назвать следующие структуры:

— федеральные, региональные, муниципальные учреждения физической культуры и спорта (спорткомитеты);

— спортивные федерации, ассоциации, союзы, фонды;

— спортивные клубы;

— международные спортивные организации;

— предприятия, производящие спортивную продукцию;

— торговые организации, реализующие эту продукцию;

— консалтинговые и юридические фирмы, рекламные агентства, маркетинговые службы, работающие в спортивном бизнесе.

КАК МЫ УЧИМ?

В настоящее время мы используем следующие формы и приемы в учебном процессе:

— традиционные занятия в аудитории (лекции, семинарские занятия);

— тренинг на учебно-тренировочной фирме, где студенты приобретают навыки практической работы;

— круглые столы и дискуссии, на которые мы приглашаем практиков и профессионалов спорта;

— организация стажировок студентов в спортивных клубах и федерациях, Олимпийском комитете России;

— практика студентов (работа в качестве волонтеров на спортивных соревнованиях);

— Интернет-образование (сетевое обучение) при наличии у студента дома персонального компьютера и выхода в Интернет.

МЭСИ РАССМАТРИВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

К наиболее перспективным из них относятся следующие:

— обучение спортивных организаций по учебным программам МЭСИ.

МЭСИ РАССМАТРИВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

К наиболее перспективным из них относятся следующие:

— обучение спортивных организаций по учебным программам МЭСИ;

— обучение действующих спортсменов по гибким программам (с подбором оптимальных сроков и места обучения);

— направление студентов на практику в спортивные клубы и федерации;

— подготовка специалистов спортивных клубов по их заказу;

— проведение совместных мероприятий (выставки, PR-кампании, поиск инвесторов, работа с рекламодателями, подготовка и реализация проектов);

— проведение выездных Дней открытых дверей (в клубах, на сборах, в спортивных школах).

Мы очень надеемся, что наше новое направление в образовательной деятельности найдет соответствующий положительный отклик у представителей футбольной индустрии России.

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ В МЭСИ

442-24-55 — Руководитель спортивных программ Юрьева Татьяна Владимировна

245-17-42, 248-18-74 — Магистратура, программа «Менеджмент в спорте»

442-64-43, 442-61-11 — Второе высшее образование, программа «Управление спортом»


Последние 10 объявлений


Партнеры
  • return_links(); ?>









Copyright © "Индустрия футбола", 2003г.